Сводная летопись

Деревня Шарапово

Михаило-Архангельский храм

 1. Исторические сведения 

1.1. О селе и храме 

Село Шарапово расположено в 10-и километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры и является одним из древнейших поселений на Радонежской земле. Почему названо Шараповым неизвестно, когда и кем положено ему начало, также неизвестно. Но существовало оно с очень древних времен. Первое документальное упоминание о селе относится к 1339 году (Прим. 1), когда Великий Владимирский и Московский князь Иван Данилович Калита, уезжая в Орду, отказал его в Богородице-Рождественский монастырь в городе Владимире, где погребен был его дед – святой благоверный князь Александр Невский. В духовном завещании Иван Калита писал: «А что есмь прикупил сельце на Кержачи у Прокофья у игумна, другое Леонтиевское, третье Шараповское, и то даю святому Олександру собе в поминанье». (СОБР. Госуд. грамот т.1 стр.35) (Прим. 2).

Впоследствии неизвестно когда и по какому случаю Шарапово перешло в частные руки. В 1-й половине XV века село Шараповское Кинельского стана Переславль-Залесского уезда принадлежало вотчиннику Андрею Иванову сыну Шарапову. В 1432-1445 годах упомянутый вотчинник пожертвовал село Троице-Сергиевому монастырю: «Се аз Андрей Иванов сын Шарапов дал есми в дом Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь игумену Зиновию (бывшему в 1432-1443 году) с братиею, или кто по нем иный игумен будет свое село Шараповское с пустошами … и со всем с тем, что к тому селу потягло изстари, … а дал есми то село с пустошами по своих родителях и своей душе на поминок…»

С тех пор и вплоть до 1764 года село находилось во владении Троицкой обители.

Деревянная церковь «святаго архистратига Михаила в Шарапове» документально впервые упоминается в жалованной грамоте митрополита Зосимы 1490 года. Владыка освободил церковь от некоторых митрополичьих пошлин. В сотной грамоте 1562 года в селе Шарапово вновь указана церковь Михаила Архангела: «В Переславском уезде в Кинельском стану села Троицко-Сергиева монастыря: село Шарапово, а в нем церковь Михайла Архангел, двор – поп Иван, в келье пономарь, в келье проскурня, да пять келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией». Здесь же показан двор монастырский и 58 крестьянских дворов.(сб. Тр.Сер.Лав. № 530 л.685).

Интересные сведения о селе Шарапово накануне Смутного времени 1-й четверти XVII века содержатся в писцовых книгах земельных владений Троице-Сергиевой Лавры 1592 – 1593 годов (сведения от Филимонова):

«Троицы же Сергиева монастыря вотчина, а ныне за королевою за Марфою Володимеровною (прим.: вдова Ливонского короля Магнуса, двоюродная племянница царя Иоанна Грозного, младшая дочь Старицкого князя Владимира Андреевича, в 1588 году приняла монашество с именем Марфа и жила в монастыре Пречистой под Сосною) село Шарапово, а в нем церковь Михайло Архангел, древян, клетцки, а в церкве образы и книги и все церковное строенье и клепало монастырское, двор монастырской, двор коровенной, двор попа, двор дьячков, во дворе пономарь, во дворе проскурня, да крестьянских 27 дворов, а людей в них тож…».

Можно предположить, что церковь была разорена и упразднена в начале XVII столетия (около 1619 года), когда Троицкий монастырь был осаждаем поляками; в это же время само село Шарапово, как и другие окрестные селения, было разорено. ? (Филимонов)

По окончании Смутного времени храм в селе Шарапово был устроен и снабжен всем необходимым от монастыря. Жителей в селе по сравнению с прежним оставалось всего 3 крестьянских двора, да 8 дворов монастырских работников и бобылей. В писцовых книгах лавры 1627-1631 годов говорится: «село Шарапово, а в нем церковь Михайло Архангел, деревяна клетцки, а в церкви Деисус, двери царския и образа местныя, и ризы, и книги и всякое строение монастырское. А у церкви двор: поп Леонтий, двор дьячок: Томилко Иванов, двор пономарь: Степанко Трофимов, двор: проскурница Овдотьица … Да в селе же двор монастырский, а в нем живут для пашни старцы, да двор коровей, а в нем дворник Костя Ипатиев, да детенышев для монастырской пашни четыре двора, да три двора крестьянских, да четыре двора бобылей из коих двое сбежали в 1621 году» (сбор. Тр.Сер. мон. №626).

Деревянный храм стоял в селе Шарапово до 2-й половины XVIII века.

В 1764 году на основании указа о секуляризации монастырского землевладения старинная лаврская вотчина – село Шарапово с округой – перешло в ведение Государственной коллегии экономии.

В этот период времени в селе Шарапово вместо деревянной церкви была устроена каменная, которая была возведена тщанием и усердием приходскаго священника Василия Клементьева (по другим источникам: Климентьева, или Климентовича), много пожертвовавшего из своих средств. Вероятно, каменный храм был завершен и освящен в 1778 году, так как в этом году преосвященным Феофилактом епископом Переславским и Дмитровским был выдан священный антиминс, на котором и теперь (1882 год) совершается Божественная литургия. Надписание на антиминсе следующее: «Повелением благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, благословением же Святейшего Правительствующего Синода священнодействован преосвященным Феофилактом епископом Переславским и Дмитровским лета от рождества Христова 1778 сентября 14 дня».

Одновременно с этой церковью была устроена небольшая каменная трапеза с приделом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Придел был освящен в том же 1778 году на антиминсе, выданном также преосвященным Феофилактом епископом Переславским и Дмитровским;

Этот придельный храм существовал недолгое время, и за теснотою его в 20-х годах XIX столетия при священнике Павле Михайловиче Никольском он был разобран. Согласно указу Владимирской консистории от 25 января 1822 года, в селе Шарапово вместо старой и ветхой церковной трапезной и колокольни были построены вновь каменная трапезная и колокольня. Они  были покрыты железом, окрашенным голландской сажей. На колокольне установлен восьмиконечный крест, обитый английской жестью. На правой стороне трапезной был устроен придел во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с установленным в нем двухъярусным иконостасом столярной и резной работы, окрашенным «перловой краской, а резьба и около икон рамы вызолочены по полименту». Над верхним карнизом иконостаса было установлено изображение потира в сиянии «с двумя предстоящими живописными ангелами». По правую сторону потира помещалась икона резной работы с изображением Ветхого Завета, по левую сторону – Нового Завета. В июне 1825 года причт Шараповской церкви (священник Павел Михайлович Никольский, дьякон Андрей Николаев, дьячек Иван Сергеев и пономарь Василий Гаврилов) докладывал преосвященному Парфению, епископу Владимирскому и Суздальскому, что придел «всеми работами окончен и ко освящению совершенно готов». Придел был освящен 20 июля 1825 года (данные от Филимонова, из какого первоисточника?).

В июне 1829 года причт в том же составе рапортовал епископу Парфению о подготовке к освящению придела во имя святого пророка Божия Илии. Новый придел был сооружен по желанию крестьян села Шарапова, так как они издревле день памяти пророка Божия Илии особенно почитали и праздновали. Двухъярусный иконостас придела столярной и резной работы был выкрашен краской бирюзового цвета под лак. Карниз второго яруса венчался Распятием с предстоящими и с резными по сторонам изображениями Нового и Ветхого Завета. (данные от Филимонова, из какого первоисточника?). Новоустроенный Ильинский придел был освящен в 1829 году по выданному в том же году преосвященным Парфением, епископом Владимирским и Суздальским, антиминсу.

Крайне малая вместительность основного храма и недостаточная его прочность побудили приходского священника Димитрия Ильича Миловидова с прихожанами в 1848 году просить епархиальное начальство о разрешении разобрать этот храм и вместо него устроить новый. Только что устроенная в 20-х годах трапезная часть и колокольня также предназначались уже к перестройке по причине того, как повествуют старожилы, что они были сделаны не по плану и непрочно. Для чего и был выдан план.

Дано было разрешение соорудить новый настоящий храм.

Сооружение храма совершалось по благословению высокопреосвященнейшего Парфения, архиепископа Владимирскаго и Суздальского по храмозданной грамоте следующего содержания:

«Божиею милостию

Смиренный Парфений архиепископ

Владимирский и Суздальский.

 

По благодати дару и власти Всесвятаго Живоначального Духа данной нам от Самого Великого Архиерея Господа и Бога нашего Иисуса Христа чрез святыя и священныя Его апостолы и их наместники и преемники благословили мы по прошению епархии нашей Александровского уезда села Шарапова священника Димитрия Миловидова со старостою церковным крестьянином Андреем Николаевым перестроить вновь ветхую настоящую в том селе во имя святого архистратига Божия Михаила церковь с колокольнею, а трапезу оной исправить на церковную кошельковою и жертвованную прихожанами сумму по утвержденному нами плану и фасаду, на прежнем месте по подбию прочих святых церквей, престол сделан по силе святых отец правил и указов в вышину не менее аршина шести вершков и со ………, в сумму аршина осьми ширину же аршина четырех вершков; святыя иконы в иконостасе поставить по чину прочих святых церквей, и те бы иконы писаны были по древнему греческого исповедания церкви обычаю искусным мастерством, а с иностранных кунштов и по раскольническому суемудрию с двоеперстным сложением не искусно писанных, також резных, кроме распятия Гоподня и то искусной работы, каковыя иметь запрещено отнюдь не было б; в аларе кладезь, а в церкви клиросы устроить в надлежащих местах порядочно, книгами новой, а не старой печати всего церковнаго круга и на имя настоящей церкви по местам подписанным, сосудами церковными серебряными внутри позлащенными, алтарными одеждами священно и церковно служительскими облачениями шелковыми удовольствован и всеми принадлежащими к священнослужению вещьми снабдить по указам; когда же оная церковь с колокольнею строением окончена и к освящению приуготовлена будет тогда благочинному освидетельствовать как внутрения и наружныя украшения оных, так и прочия части соответствуют ли он по устроению правилам соборным и постановлениям святейшего синода и учинявшему тому равно церковной утвари, ризнице и книгам надлежащую опись о освящении оныя церкви представить нам рапортом.

Дадеся сия наша благословенная грамота рукою нашею подписанная и печатью утвержденная  в Богоспасаемом граде Владимире в архиерейском доме лета мироздания 7356 воплощения же Божия Слова января 22 дня 1848 года».

Сия храмозданная грамота в исходящей книге под №672 записана».

 

Строительство новой каменной церкви завершилось в 1854 году. Работы велись на церковно-кошельковую сумму и на жертвованную. Особенно усердствующих количеством жертв не было, кроме купца города Богородска Феодора Матвеевича Зернова (Прим. 4), уроженца этого села Шарапова, усердием которого устроен в церкви иконостас, да крестьянина Александровского уезда деревни Козицыной Ильи Антонова Каткова, который своими деньгами уплатил каменщику за кладку колокольни. Храмоздателем был местный священник Дмитрий Ильич Миловидов.

В 1854 году сентября 26 дня благочинный, священник села Далматова о. Василий Парийский освятил новый храм во имя архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных (Филимонов) (по летописи: освящен 28 сентября).

В декабре того же 1854 года священник Димитрий Миловидов обратился в Духовную консисторию с прошением о выдаче книги для сбора пожертвований на перестройку трапезной и внутреннюю отделку освященного храма: требовалось окрасить стены и вызолотить иконостас.

Внутреннюю отделку главного храма выполнили во 2-й половине 1850-х годов. В 1860-1867 годах на собранные средства были построены новая каменная трапезная и новая колокольня. В новой трапезной, по образу прежней, было устроено также два придела. Придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был освящен в сентябре 1865 года (Филимонов) (по летописи: в 1866 году ноября 27 дня). Освящение придела во имя святого пророка Божия Илии совершилось 28 мая 1867 года (Филимонов) (по летописи: в 1867 году июня 28 дня)  уже при новом настоятеле храма священнике Иоанне Миловидове, сыне скончавшегося в 1866 году отца Димитрия. Священник Иоанн Миловидов служил настоятелем Михаило-Архангельской церкви в Шарапово, по крайней мере, вплоть до середины 1890-х годов(?). В 1885 году он состоял в должности благочинного 3-го округа церквей Александровского уезда Владимирской губернии (Прим. 3). В 1882 году им была составлена церковно-приходская летопись Михаило-Архангельской церкви, из которой можно узнать, как выглядел храм в то время.

Выдержки из летописи приводим почти дословно, лишь с небольшими изменениями для удобства чтения. Из летописи 1882 года: Наружный вид этого Михаило-Архангельского храма квадратный с выдавшимся полуциркулем для алтаря, с крупным куполом, по углам которого устроено четыре небольшие главы, а на верху купола – одна обширная глава. Кресты на всех пяти главах деревянные, обтянутые листовым железом, окрашены желтою краскою, кроме креста большой главы, который вызолочен. Так же вызолочено и яблоко железное, находящееся под ним. Все кресты восьмиконечные, без цепей и каких-либо особых украшений.

Алтарь в храме трехчастный: правая часть назначена для сохранения ризницы, а левая – для жаровника и колодца; жертвенник стоит в средней части алтаря и не имеет никаких особенностей в своем устройстве. Престол устроен из дубового дерева, дека липовая, таков же и жертвенник. Сени над престолом нет.

Иконостас нового устройства с колоннами, в нем четыре яруса местных икон и два яруса икон клеймами. Иконостас украшен крупною резьбою. Царские двери резные, в них на клеймах изображены Благовещение Девы Марии и четыре евангелиста. Иконостас и царские врата не окрашены и не позолочены. Как в алтаре, так и в храме колонн нет, мера храма от северной стены до южной – 16.1/2 аршин (≈12,5 метра), от восточной до западной также 16.1/2 аршин. В западной стене устроена стеклянная арка, которая ведет в трапезную церковь.

Трапезная церковь мерою в длину 19.1/2 аршин (≈13,5 метров), в ширину 21 аршин (≈15 метров), колонн в ней нет, только в алтарях устроено две колонны, в каждом по одной, и те закрыты  иконостасами. Алтари трапезной церкви расположены по сторонам:  на правой, или южной, стороне – придел Богоматери «Всех скорбящих Радость», а придел пророка Божия Илии – на левой, или северной стороне. Алтари по форме квадратные, без разделения, престолы в них дубовые, с липовыми досками, таковые же и жертвенники. В своем устройстве они ничего особенного не имеют. Иконостасы приделов – нового устройства, с колоннами, в них один ярус местных икон и один ярус икон клеймами. Иконостасы украшены мелкою резьбою, Царские врата и иконостасы не позолочены.

Колокольня при церкви каменная, соединена с трапезной частью папертями, на ней вместо главы устроена чаша, над нею железное яблоко, над которым деревянный, обтянутый железом крест. Крест и яблоко вызолочены. Колокольня замечательна по своей высоте – 65 аршин (21 сажень и 2 аршина) каменной кладки и 10 аршин (3 сажени и 1 аршин) железного надела (купола) на верх оной. То есть, высота колокольни без креста составляла приблизительно 53 метра. Колокола небольшие. Главный из них вылит, по надписи на нем, в 1826 году, в самом селе Шарапове. На колоколе вес не обозначен, но говорят, весил он 103 пуда (~? килограммов). На колоколе имеется следующая надпись: «сей колокол вылит в 1826 году, декабря 20 дня при священнике Павле Михайлове, старосте Михаиле Сергееве, усердием приходских людей помощию Божиею».  Второй колокол вылит, как гласит на нем надпись, в 1788 году декабря 2 дня, весит 34 пуда 15 фунтов (~? килограммов). Прочие колокола малые, кем и когда приобретены – ни надпись, ни предание ничего не говорят.

Стены как настоящей, так и трапезной церкви в 1882 году еще не были расписаны. Иконы настоящей церкви новой живописи, написаны в византийском стиле. Живопись вообще изрядна, только иконы нижнего яруса не вполне удовлетворительно написаны, кроме местного храмового образа «Собор архистратига Божия Михаила». Эта икона писана была в 1854 году в Троице-Сергиевой Лавре художником Малышевым (можно предположить, что Иваном Матвеевичем Малышевым, о нем см. в исторической справке об Ильинском храме на стр. ). Эта икона была дана в дар храму архимандритом Антонием (Медведевым), наместником Лавры (уточнить  в прим. о нем).

Иконы в трапезной церкви поступили из прежнего храма и все византийской живописи. Из икон замечательны две. Одна из них – образ Владимирской иконы Божией Матери, древняя эта икона сохранилась без повреждений, изстари носится по приходу и особенно почитаема прихожанами, именующими ее «благодатною». Украшена серебряной ризой, когда-то вызолоченной, крупным серебряным венцом с херувимами искусной резной работы; поля иконы в 1869 году обложены медной посеребренной обкладкой. Вторая икона – святителя Николая, древняя в медной посеребренной ризе. Эти иконы поставлены в Скорбященском приделе трапезной церкви. Сохранилось предание, которое повествует, что эти иконы вместе с другими (какими – неизвестно) даны Архангельскому храму в благословение от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, когда село Шарапово было вотчиной этого монастыря. Это предание подтверждается и описанием церкви в писцовых книгах лавры 1627-1631 годов (см. выше на стр. ).

В таком древнем храме, как Архангельский храм в селе Шарапове, существующий, по не сомнительным данным, более 300 лет, можно бы ожидать остатков церковной утвари более отдаленных времен, но этого не видим. Церковная утварь не отличается ни древностью, ни богатством содержания (хотя бы и этого можно было ожидать). Причины этого: политические бедствия 1610-1614 годов, особенно 1612 года, когда Сергиева лавра была центром государственного волнения и политических смут. В это время Шарапово, как и другие окрестные села, было разорено поляками, осаждавшими лавру. Имеется только один напрестольный крест – деревянный, обложенный чеканным серебром, который носит отпечаток старины, с частицами святых мощей, как гласит надпись, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Саввы освященного, священномученика Киприана и святого Ипатия.

Церковно-богослужебные книги приобретены преимущественно в прошлом столетии (т.е. в XVIII веке). Из надписей на них видно, что одни из них куплены на церковные деньги, другие на соборные, иные из них пожертвованы Елизаветой Алексеевной Булгаковой и Елизаветой Ивановной Мусиной-Пушкиной (не удалось найти информацию о них). Кроме сего ничего особенного из надписей не видно. Есть напрестольное Евангелие, пожертвовано – по находящейся на нем  надписи – в 1654 году, но кем – за лепкою переплетчиком надписи разобрать нельзя.

Историк Филимонов приводит следующее описание храма, более позднего времени.

Сохранилось описание церкви Михаила Архангела в селе Шарапово, составленное в 1894 году (от Филимонова, первоисточник?):

«Церковь во имя Архистратига Божия Михаила с трапезным храмом, в коем два придела: в честь Божией Матери всех Скрбящих, во имя Св. Пророка Божия Илии. Зданием каменная, архитектуры 50-х годов с портиками и колоннами у главного храма; имеет вид корабля; крыта железом и снаружи выбелена известью по кирпичу. (…) Главный храм возвышается над трапезным, имеет два яруса окон и заканчивается кверху сводом, на котором расположены 5 глав крытых железом. На главе крест деревянный, обтянут железом и вызолочен. С западной стороны к храму примыкает колокольня каменная, архитектуры 50-х годов. С основания четырехугольная, возвышается тремя суживающимися к верху также четырехугольными ярусами, а верхний ярус имеет вид граненного шатра. Крыта железом и выбелена известью по кирпичу. В четырех ярусах четыре открытых пролета, из коих в третьем ярусе колокола, а второй и четвертый зашиты тесом».

Добавим, что на колокольне висело шесть колоколов, первый из которых весом 207 пудов 10 фунтов был отлит в 1894 году; средний колокол весил 34 пуда 15 фунтов. Остальные четыре колокола считались малыми, их вес неизвестен.

 

1.2. О причте.

Из летописи: Из сохранившихся сведений видно, что причта при храме села Шарапова до половины прошедшего столетия состояло: священник, дъячек и пономарь. Так в переписных книгах лавры 1667 года упоминается служащими при церкви: священник Тит Патрикеев, дъячек Ивашко Павлов, пономарь Овдюнька Степанов; в 1678 году при тех же причетниках упоминается священник Павел Степанов (сбор. Тр. Сер. Мон №591 лист 23 и 186 на обор.) В переписных книгах 1719-1724 годов записано служащими при церкви один штатный священник Иван Павлов, 47-и лет, и двое штатных причетников; сверхштатных: один священник Онофрей Иванов, 50 лет, и четыре причетника (там же №592 лист 64 на обороте). При церкви архистратига Михаила в селе Шарапове в 1746 году упоминается служащими священник Иоанн Яковлев? (Иевлев у Добронравова), диакон Василий Клименьтьев, дьячок Василий Иванов, пономарь Тихон Семенов (указы учр.соб.№771 лист 90 на обороте). В 1775 году, как видно из межевых книг приходского храма, служащими при храме села Шарапова были: священник Василий Климентов, диакон Иван Васильев, дьячок Алексей Васильев, пономарь Сергей Федоров. В 1790 году за смертию священника Василия Климентова, место священника в селе Шарапове занял сын дьячка Алексея Васильева Сергей Алексеев, который в 1821 году сдал место зятю своему Павлу Михайлову Никольскому. Никольский священствовал до 1840 года, в этом же году сдал место зятю Дмитрию Ильичу Миловидову. После же смерти сего последнего священником в село Шарапово в 1866 году рукоположен сын его, служащий в настоящее время (1885г.) Иоанн Миловидов.

С 40-х годов прошедшего столетия, как мы сказали, был и диакон. Вот преемственный род служащих при храме диаконов: Василий Климентов, впоследствии местный священник; Николай Иванов; Иван Герасимов, впоследствии священник по монастырской Махринской Александровского уезда слободы и местный благочинный; Андрей Николаев и Василий Ефимов Вагановский. Со смертью сего последнего в 1867 году диаконская вакансия в селе закрыта. Причт не получал и не получает никакого от казны вспомоществования. Никаких особых угодий кроме указного 33-х десятин надела, да и в том до 5 десятин не приносящий дохода земли не имеет. В числе членов причта или их детей, были ли чем-либо замечательные лица, о сем ничего не известно.

 

Достоверных сведений о священниках, служивших здесь с конца XIX века до закрытия храма в XX-м столетии, к сожалению, обнаружить пока не удалось. Имеется предположение, что священник Иоанн Миловидов служил в Михаило-Архангельском храме вплоть до его закрытия в 1937 году. По тем же сведениям его вместе с семьей после закрытия храма сослали(?), и дальнейшая его судьба неизвестна (правда, к этому времени ему уже должно было быть не менее 92-х лет, и маловероятно, что он мог в этом возрасте служить без помощников).

(В списках репрессированных священнослужителей в Мартирологе ПСТГУ упоминается о священнике Иване Ивановиче Миловидове, который родился в 1870 году в семье священника. Он был рукоположен во священника в 1918 году в городе Шуе Владимирской губернии, служил впоследствии в селе Назарьево Ивановского района Шуйского округа, там же арестован в 1930 году и приговорен к ссылке в Северный край. Дальнейшая его судьба неизвестна. Можно предположить, что его отцом был священник Иоанн Миловидов, служивший в Шарапово.)

 

1.3. О приходе.

Приход села Шарапова в течение трех веков его существования неоднократно подвергался изменениям в своем составе. Так в сотной грамоте 1544 года (сбор.Тр. мон.№527 гр.288) упоминается, что к приходу села Шарапова принадлежат деревни: Алексеево, Шильцы, Ляпино, Суконниково, Ощеркино, Мелентьево. Деревни этих наименований оставались приходскими за селом Шараповым и после погрома 1612 года. В писцовых книгах Троице-Сергиева монастыря 1627-1631 годов перечисляются те же самые деревни с дополнением о том, что под деревнею Мелентьевою была монастырская мельница на реке Торгоше (сбор. Тр. Сер. Мон. №626). Но потом, спустя 17 лет в переписных книгах лавры в 1648 году писано, что в приходе села Шарапова состоят только две деревни: Шильцы и Алексеево, в коих вместе с селом было 51 крестьянских и бобылевских дворов, людей в них 204 человека, а о других вышеупомянутых деревнях замечено, что они  «ныне впусте» (сбор. Тр. Мон. №591 лист 186 на обороте). По всей вероятности причиной опустения означенных селений явилась моровая язва, о коей сохранилось предание. Из опустевших деревень восстановилось впоследствии одно Ляпино. В переписных книгах лавры 1719 и 1724 годов показаны приходскими при селе Шарапове три деревни: Алексеево, Шильцы и Ляпино (сбор.Тр. Сер. Мон. №592 лист 64 на обороте). Деревни же Ощеркино и Суконниково более уже никогда не восстанавливались. Они находились: верстах в трех  от Шарапова к юго-востоку близ дачи, называемой в настоящее время (1885г.) Палишино; Суконниково верстах в 5 от Шарапова по тому же направлению близ казенной дачи Вяхирева, Мелентьево же к западу от Шарапова верстах в 5-ти. Можно думать, что деревня Мелентьево впоследствии восстановилась, построившись несколько ближе к Шарапову и названа Новоселки; она существует и по сие время. По грамоте императрицы Елизаветы Петровны в 1752 году за селом Шараповым состояли три деревни: Алексеево, Шильцы и Ляпино (чтение общ.ист. и брев. Рос. 1865г. КН. 4), всех же приходских дворов состояло при селе Шарапове 123 двора (указы лавры 1748г. Л.97). Кроме означенных деревень, из межевых книг приходского храма видно, что в приходе села Шарапова находилась и еще деревня Новленска, которая в конце XIX века относилась к приходу села Яковлева Дмитровского уезда Московской губернии.

Состав прихода изменился после введения учреждений для управления губерниями в 1775 году. В результате нового размежевания губерний вместо отписанной к приходу села Яковлева деревни Новленской, к Шараповскому приходу приписаны вновь деревни Бревново и Новоселки, бывшие до сего времени в приходе села Подсосенья Московской губернии Дмитровского уезда. Вскоре после этого помещиком Мусиным-Пушкиным  (каким?) основана из вывезенных из Касимовского уезда Рязанской губернии крестьян новая деревня в количестве трех домов, названная Кобылино. В 20-х годах XIX столетия помещиком Шамониным поселено тут еще четыре семьи, из того же Касимовского уезда. В деревне Кобылине к 80-м годам XIX века насчитывалось до 30 домов. И приход в это время состоял из следующих селений: село Шарапово, деревни: Шильцы, Ляпино, Алексеево принадлежавшие ведомству государственных имуществ, Новоселки, Бревново, Кобылино, Колыванка 4 дома, (кем основана, неизвестно) бывшие крепостные разных помещиков.

Число прихожан в 1882 году мужского пола 591, женского – 724. Жители всех этих селений великорусы, старинные, коренные обитатели этой местности (исключая население деревни Кобылино). Все жители в настоящее время крестьяне, ни купцов, ни мещан нет.

 

Проверить! Интересные сведения о составе прихода приводит протоиерей Олег Пэнэжко. Он пишет о том, что с 1873 по 1878 годы к храму Архангела Михаила в Шарапове был приписан (по какой причине, неизвестно) храм Корсунской иконы Божией Матери села Глинково, расположенного к северо-западу от Шарапово. Село Глинково также древнее, достоверные документальные сведения о нем относятся к 1462-1466 годам, когда половина Глинкова была пожалована Великим князем Иваном III Васильевичем Троице-Сергиеву монастырю. Первые документальные известия о церкви содержатся в «Грамоте Стефана, Митрополита Рязанского 1701 года апреля в 14 день о построении вместо ветхой церкви в с. Глинкове вновь на том же кладбище во имя тех же святых дванадесяти Апостолов». Грамота дана по прошению архимандрита Троице-Сергиева монастыря Илариона (Властевинского). В 1834 году в селе Глинково была закончена постройка каменного двухпрестольного храма: в честь Корсунской иконы Божией Матери (холодный) и Двенадцати апостолов (теплый). В 1847 году построена колокольня. В храме находилась местночтимая, древнего письма, Корсунская икона Божией Матери, украшенная жемчугом и серебряными позолоченными венцом и ризой (Добронравов). С этой иконой один раз в год совершался крестный ход в село Шарапово.

Таким образом, с 1873 по 1878 годы приход состоял из села Шарапово (в котором числилось 119 ревизских душ, т.е. взрослых крестьян мужского пола), села Глинково (97 душ), а также деревнень: Шильцы (56 душ), Ляпино (70), Алексеево (132), Новоселка (73), Бревново (54), Колыванка (9), Кобылино (66), Абрамово (27), Назарьево (56), всего 729 ревизских душ.

 

Дополнение. О приходе

Имеется предположение, что в Шараповском приходе кроме Архангельского храма существовала еще одна церковь – близ деревни Алексеево. Предположение основано на том, что к юго-востоку от деревни Алексеево в XIX веке стояла часовня – 8-ми аршинное в квадрате деревянное здание без пола. Говорят, что она устроена в недавнее время вместо прежней, также деревянной, развалившейся от ветхости. По преданию, на этом месте была церковь. Подтверждением тому служит находящаяся внутри часовни, в южном правом углу, могила с надгробным памятником из белого камня, на котором начертано полууставом: лета 7077 (1568г. от Р.Х.) сентября 28 день преставися раба Божия Евдокея Данилова дочь Зазоркина Григорьева жена Агаркова (или Огаркова).

Вероятно, здесь было кладбище. Крестьяне деревни Алексеевой уверяют, что в недавнем прошлом здесь довольно ясно и раздельно были видны надмогильные холмики, сглаженные тем, что крестьяне запахали местность около часовни, но потом снова перестали пахать, так как в этом месте ничего не народилось. В эту часовню с незапамятных времен учрежден и по сие время (1882г.) совершается крестный ход в день Вознесения Господня, где служится великая панихида по лежащей тут боярыне Евдокии; на сие молебствие приходят и из окрестных селений. Присутствие кладбища несомненно показывает, что когда-то тут стояла церковь. Когда и кем она была упразднена или перенесена на другое место, неизвестно. Можно лишь предположить, что церковь разорена и упразднена в начале XVII столетия (около 1619 года), когда Сергиевский монастырь был осаждаем поляками, а село Шарапово и другие окрестные селения были разорены. (К настоящему времени ни часовня, ни надгробие не сохранились).

В 1895 году в Шарапово и перечисленных выше деревнях проживало 1302 человека.

В 80-х годах XIX века при храме существовало училище. Первоначально оно было основано в сороковых годах XIX столетия и продолжалось до 1856 года. С 1856 до 1862 года училища в селе не было. В 1862 году открытое снова училище продолжается и до сего времени. В настоящее время училище помещается в доме местного священника Иоанна Миловидова, который и занимается обучением детей. Сколько обучилось грамоте в училище с самого его основания, определить трудно за неимением положительных данных, но можно с уверенностью думать, что из населения прихода мужского пола грамотны одна треть, женщин грамотных очень мало. По сведениям Добронравова в селе существовала церковно-приходская школа (в 1892-1893 годах в ней обучалось 4 человека), и школа грамоты, в которой было 13 учащихся.

 

2.2. О храме в XXXXI веках 

2.1. Советский период

По сведениям К.А. Филимонова: К началу XX века (до октября 1917 года) село Шарапово с деревнями Алексеево, Бревново, Кобылино, Колыванки, Ляпино, Новоселки и Шильцы входило в состав Ботовской волости Александровского уезда Владимирской губернии.

(Из книги Красный век): 13.10.1919 г. был образован Сергиевский район. В его состав вошли: Сергиевская, Хотьковская, Софринская, Путиловская и Булаковская волости, выделенные из Дмитровского уезда. В феврале 1920г. была включена Озерецкая волость, также выделенная из Дмитровского уезда, а 9 мая 1921 к уезду были присоединены Ерёминская, Константиновская и часть Ботовской и Рогачёвской волостей Александровского уезда. (В середине 1921г. из Александровского уезда присоединены Константиновская, Ереминская, Рогачевская и часть Ботовской волости.) Из части Ботовской, Булаковской и Рогачевской волостей образована Шараповская волость.

(Для справки: 15 декабря 1921 года ВЦИК РСФСР постановил создать Сергиевский уезд в составе 11 волостей. В сложившихся границах Сергиевский уезд просуществует до 1930 г., когда будет осуществлено новое административно-территориальное деление.)

Таким образом, в 1921 году Шарапово стало центром одноименной волости Сергиевского уезда Московской губернии, В это время в селе насчитывалось 58 дворов, проживало 328 жителей. (с сайта Мих.-Арх. храма). На 1 января 1927 года в Шарапово и указанных деревнях (какие деревни?) насчитывалось 1578 постоянных жителей, в том числе 392 в Шарапово (источник?).

(Панин) В годы коллективизации в селе был организован колхоз «Вперед», председателем которого был избран Михаил Иванович Марков. Затем Шарапово вошло в состав экспериментальной базы Всесоюзного научно-исследовательского технологического института птицеводства (ВНИТИП). В селе была школа, библиотека, почтовое отделение, магазин, санчасть, клуб, работали драматический и хоровой кружки. Хор участвовал в районном и областном смотрах. В 1938 году он выступал на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в Большом театре.

 

(Из книги Красный век): 21 октября 1937 года. Районный исполнительный комитет постановил  закрыть церковь Михаила Архангела в селе Шарапово.

 

(Филимонов): В октябре 1937 года на основании заявления «группы верующих Шараповской церкви» во главе с Евдокией Степановной Никулиной об отказе принять под свою ответственность хранившиеся в Михаило-Архангельской церкви ценности, храм был закрыт и обращен в зернохранилище, колокольня взорвана. В доме причта расположился сельсовет. В 80-е годы сельский совет в Шарапове был упразднен, деревня опустела, и храм окончательно был заброшен и осквернен.

 

2.2. Возрождение

 

К моменту передачи верующим храм представлял удручающее зрелище: от взорванной колокольни не осталось и следа, были утрачены кровли, главы церкви, иконы и утварь.

В 2000 году жители военного городка расположенной неподалеку войсковой части №14258 при 84 Межвидовом учебном центре 12 ГУ МО РФ обратились к благочинному Сергиево-Посадского округа с просьбой о возможности совершения богослужений в разрушенной церкви. Прошение было поддержано, и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была зарегистрирована православная община. В том же году в храм был назначен первый после закрытия настоятель – иеромонах Кирилл (Егоркин).

Когда отец Кирилл в первый раз приехал в Шарапово, его взору предстала печальная картина, о которой он с болью вспоминает: «Жалкое зрелище представлял некогда величественный памятник архитектуры и истории нашего народа. При взгляде на зияющие проломы в стенах и груды мусора в храме, на растущую на месте центрального купола огромную березу, слезы невольно лились из глаз. Мерзость запустения угнетала и навевала отчаяние и боль. Вокруг храма нельзя было пройти – всё поросло бузиной, а внутри храма гулял ветер и летали ласточки, на куполе было столько земли, что хоть картошку сажай».

Местные жители рассказывают, что те люди, которые участвовали в разграблении храма, жестоко за это поплатились. Выбив кирпичи из стен храма, жители одного из домов решили сложить себе из них печь и чуть от этой печи не угорели. А двое мужиков, снявших ворота храма и сделав из них пол в свинарнике, буквально через несколько дней трагично закончили свою жизнь: один повесился, а другой сошёл с ума. И не удивительно. В Ветхозаветные времена сознательный грех против Бога наказывался смертной казнью. Интересно и то, как вспоминают, тогдашние дети играли, бегали внутри храма босиком, по битым стёклам – и хоть бы кто поранился. А выбегали из храма и либо на гвоздь напарывались, либо на осколок. Вспоминаются и такие постыдные деяния: из надгробных плит сложили фундамент местного клуба, где проводили потом танцы и атеистические диспуты. Фреска Страшного суда – видно, что в неё стреляли, но в лик Христа удивительным образом не попало ни одной пули.

Положив в основу дел своих молитву к хозяину и покровителю храма, Архангелу Михаилу, прихожане вместе с настоятелем, засучив рукава, принялись за работу. В 2000-2002 годах из летней части храма были вывезены груды строительного мусора и земли, заложены кирпичом выбитые проломы в стенах и сводах центрального алтаря. Регулярно совершались водосвятные молебны с чтением акафиста Архангелу Михаилу, на которых все усердно молились о возрождении порушенной святыни.

В 2003 году было начато восстановление кровли над центральным алтарём храма. В 2004 году полностью закончена работа над кровлей Михайловского алтаря и проведены все подготовительные работы по восстановлению центрального купола храма.

В этом же году для прихода была написана Иверская икона Пресвятой Богородицы, которая настолько полюбилась прихожанам, что стала главной святыней возрождающегося храма. Перед этим священным образом не смолкают молебны с акафистом. Зачастую Иверская икона Царицы Небесной крестным ходом путешествует по соседним деревням прихода: Алексеево, Шильцы и Ляпино, жители которых встречают и провожают ее со слезами на глазах.

В течение 2005-2007 годов были восстановлены центральный купол и четыре угловых купола храма с крестами. Работа проводилась силами прихода по сохранившимся старым фотографиям. Территория вокруг храма была полностью очищена от зарослей, земли и мусора. Во время этих работ к югу от алтаря была обнаружена надгробная плита, оставшаяся от многовекового кладбища, расположенного вокруг храма. Известно, что хоронили жителей окрестных деревень каждая – со своей стороны:: в частности, с южной стороны лежат шараповские, в других (определенных) местах – ляпинские, шильцевские, алексеевские. По воспоминаниям старожилов, к югу от храма стояла часовня, в которой находилась та самая почитаемая на приходе «благодатная» Владимирская икона Божией Матери. Часовня не закрывалась в течение дня, и в любое время можно было помолиться пред чудотворным образом.

Церковь Архангела Михаила расположена в центральной части древнего села Шарапово. Церковь построена на природной возвышенности, в центре которой с незапамятных времен бьет родник. В 2008 году силами прихожан этот древний источник в честь пророка Божия Илии был полностью расчищен, выведен по трубам из-под храма и  обустроен у подножия северного склона. Воду из этого источника теперь берут не только местные жители, но и москвичи. В том же году была устроена кровля центрального четверика.

В 2009 году были вставлены 22 деревянных оконных блока, которые изготовлены по образцу старых. Прихожанами с помощью военнослужащих расположенной неподалеку воинской части была расчищена трапезная часть храма, откуда было вывезено 650 кубометров земли и строительного мусора. Проведено электроснабжение храма.

В 2010 году на территории храма была построена сторожка. Установлен временный, но весьма достойный иконостас в центральной части храма. В четверике с северной и южной стороны были вставлены два двойных дверных блока.

В феврале 2011 год представителем Министерства культуры Московской области О.В. Кузьминой был составлен Акт технического состояния объекта культурного наследия – памятника истории и культуры регионального значения – церкви Архангела Михаила.

Из материалов Акта следует, что архитектура храма «является характерным образцом эклектики середины – второй половины XIX века. Его объемно-пространственная композиция складывается из расположенных по оси «восток-запад» трех частей: прямоугольной, с апсидным выступом, алтарной части, двухсветного бесстолпного пятиглавого четверика, завершенного куполом, и обширной четырехстолпной… прямоугольной, со скругленными восточными углами, трапезной. Отдельно стоявшая колокольня не сохранилась».  Боковые фасады четверика были украшены четырехколонными портиками с треугольными фронтонами, отмечавшими южный и северный входы в четверик. Из двух портиков сохранился только южный с тремя колоннами. «Декоративное убранство храма основано на переработке ордерных и древнерусских мотивов».

На сводах и стенах четверика и стенах трапезной сохранились небольшие фрагменты исторической штукатурки. На южной, северной и западной стенах четверика сохранилась сюжетная (указать, какая!) и орнаментальная живопись, но в неудовлетворительном состоянии.

«В четверике сохранились фрагменты орнаментального бетонного пола… Состояние полов неудовлетворительное».

В трапезной пол утрачен. Иконостасы, описание которых приводится выше, в советское время были утрачены. «Углы церкви имеют значительные утраты кирпичной кладки».

«На данный момент на храмовой части восстановлены кровельные покрытия, завершения и столярные заполнения; проведенные работы не исказили архитектурного облика памятника. Над трапезной полностью утрачена крыша, верхние и нижние перекрытия и столярные заполнения. Общее состояние храмовой части неудовлетворительное, трапезной – руинированное…

Четверик пятиглавый, угловые луковичные главки установлены на круглых, глухих кирпичных барабанах. Центральная глава большого размера на световом барабане… Покрытия выполнены из оцинкованной стали, состояние удовлетворительное… Главы увенчаны восьмиконечными крестами…

Оконные заполнения в храмовой части новые, деревянные, с полуциркульным верхом, повторяют форму проемов. Окна двойные, двухстворчатые, с мелкой расстекловкой, частично с форточками, фрамуги с веерным остеклением. Общее состояние оконных заполнений в храмовой части удовлетворительное. Двери в храмовой части деревянные, двупольные с полуциркульным верхом, наборные с жиковинами на шпонках, состояние удовлетворительное. В трапезной столярные заполнения полностью утрачены…

Здание подключено к электросетям, централизованное отопление отсутствует».

Это описание дает некоторое представление о том, в какое состояние пришел храм за 60 с лишним лет запустения, каким он становится, благодаря трудам настоятеля и прихожан, и сколько еще предстоит сделать для полного его восстановления.

В 2012-2014 годах на территории храма была устроена ограда, вдоль которой посажены туи. В южной части четверика заботами благотворителей появился вертикальный киот с иконой в рост покровителя храма – архистратига Божия Михаила.

В 2015 году на территории храма устроена звонница с пятью колоколами.

 

В своих стихах прихожанка Михаило-Архангельского храма Марина посвятила возрождающемуся храму такие строки:

 

…Разграблен храм в пыли забвенья,

Невидим Бог слепой толпе.

Зачем им знать про искупленье? –

Одетым, сытым и в тепле…

 

Но вот в пустыни сей безбрежной,

Пять куполов уже стоят,

И лучик тонкий, светлый, нежный

В крестах, что золотом горят.

 

С лучом любви, надежды, веры,

Восстанет храм в душе пустой,

И светлый лик Марии Девы

Поможет в жизни непростой…

 

Восстанет храм великолепный –

Ведь он уже не сирота.

На радость всем во всей Вселенной

Звонят о том колокола!

 

И вновь Архангел Михаил

Взмахнул мечом святым с порога,

И тяжкий крест, нужда, тревога

Растаяли, как легкий дым!

 

Возрождение Михаило-Архангельского храма в Шарапово положило начало духовной связи с 84 Межвидовым учебным центром 12 ГУ МО РФ, расположенным неподалеку от села.

6 мая 2002 года иеромонах Кирилл обратился  к командиру части Н.П. Гавриленкову с предложением о предоставлении помещения для совершения богослужений. Он с радостью откликнулся. Сразу же было принято решение о переоборудовании отдельно стоящего заброшенного здания в  гарнизонный храм, который наименовали в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя командира части. За полгода удалось отремонтировать здание, провести водопровод, отопление и электричество, устроить алтарь, установить на кровле вызолоченный купол и крест, приобрести необходимую церковную утварь. Никольский гарнизонный храм, приписанный к Михаило-Архангельскому, стал незаменимой опорой в деле возрождения духовной жизни прихода, так как появилась долгожданная возможность совершения Божественной Литургии в холодное время года.

В день празднования Ракетных войск и артиллерии, 19 ноября 2002 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, миторополита Крутицкого и Коломенского, викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий с клириками Сергиево-Посадского благочиния совершил малое освящение храма. В своем приветственном слове архипастырь сказал: «Мы живем в такое тревожное время, когда рано складывать оружие, ибо мир очень не спокоен: даже в наши дни гибнут на различных постах не только солдаты, но и генералы. И мы все должны сплотиться как один, объединиться духовно. …Необходимо, чтобы наш дух был бодр, и мы могли противостоять любому вражескому натиску, необходима уверенность, что мы не одни, что с нами Бог!»

Душепопечительная миссия прихода в окормлении военнослужащих приносит духовные плоды. Доброй традицией стало регулярное посещение военнослужащими богослужений, через церковные таинства они черпают духовные силы для несения ратного подвига.

По воскресным дням после окончания Божественной Литургии настоятель храма иеромонах Кирилл проводит духовно-нравственные и катехизические беседы с солдатами срочной службы непосредственно в казарме, где часто вместе просматриваются и обсуждаются документальные фильмы духовно-нравственного содержания. В гарнизонном Доме офицеров силами прихода собрана прекрасная библиотека духовно-нравственной литературы. Добрые отношения с командованием войсковой части позволили настоятелю принимать живое участие во всех торжественных и официальных мероприятиях, проводимых в Учебном центре.

По сложившейся традиции 22 мая, на престольный праздник гарнизонного храма святителя Николая, совершается крестный ход до Михайловского храма деревни Шарапово, в котором участвуют жители и военнослужащие военного городка и сельчане.

Несколько раз в году командование войсковой части совместно с настоятелем храма проводят паломнические поездки по святым местам Сергиево-Посадского района. Два раза в год администрация Сергиево-Посадского района проводит на базе Межвидового учебного центра 12 ГУ МО День призывника, в котором по традиции участвует и настоятель гарнизонного храма.

Отец Кирилл совершает духовное окормление больных Центрального  военного госпиталя 12 ГУ МО, расположенного в микрорайоне Ферма города Сергиева Посада. Он вместе с прихожанами Михайловского храма регулярно, четыре раза в месяц, посещают госпиталь, совершая водосвятный молебен и Таинство елеосвящения для всех желающих. 11 августа 2004 года в госпитале был освящен административный корпус, а впоследствии, и остальные пять лечебных с операционными и реанимацией.

 

 

Примечания

  1. В других источниках (Добронравов, Филимонов, Пэнэжко) грамота великого князя Ивана Калиты датирована 1328 годом, по-видимому, на основании мнения русского историка князя Михаила Михайловича Щербатова (1733-1790), автора «Истории Российской от древнейших времен». Но авторы сборника «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв.» (Подготовил к печати Л. В. Черепнин. Под ред. С. В. Бахрушина. — М. — Л.: Издательство АН СССР, 1950. – 585 с.), проанализировавшие события, связанные с именем Ивана Калиты, рекомендуют считать датой этой грамоты 1339 год. «Основание для датировки: упоминание в грамоте второй жены в. кн. Ивана Даниловича Калиты («княгини с меньшими детьми») указывает на время, значительно более позднее 1332 года – даты второго брака Калиты; поскольку грамота в двух вариантах написана в связи с поездкой в Орду, ее правильнее всего датировать 1339 г., когда Иван Калита с сыновьями отправился в Орду».

 

  1. Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире, основан в 1191-1192 годах, в 1263 году в церкви Рождества Пресвятой Богородицы был погребен великий князь Александр Невский, и его мощи находились здесь до перенесения их в С.-Петербург в Александро-Невскую Лавру в 1723 году. Великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Он считался старшей русской обителью до 1561 года, когда по воле царя Иоанна Грозного и по грамоте митрополита Московского и всея Руси Макария, первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю, и Владимирский Богородице-Рождественский монастырь был поставлен вторым.

 

  1. В 3-й благочиннический округ входили, в частности, приходы сел: Бужаниново, Выпуково, Гагино, Глинково, Дерюзино, Мишутино, Никульское, Сватково, Слотино, Стогово, Титовское, Шарапово.

 

  1. Не родственник ли он иером. Павлу (Зернову), освещавшему Ильинский храм? Не родственник ли он Зернову Дмитрию Петровичу, репрессированному в 1937 году (сыну дьячка, служ. в храме на Кунье)?

 

  1. Об архим. Антонии (Медведеве)?

 

Комментирование запрещено